Скатертью дорога?

Статья опубликована в газете "Горизонт" (Денвер, Колорадо)

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении

М.Е. Салтыков-Щедрин



Уход, бегство, эмиграция населения — это исторически стабильное состояние России. По мере становления т.н. «централизованного российского государства» часть исконного населения почему-то уходило из этого государства. Начиная с времен Ивана IV Грозного, русские -– и крестьяне, и аристократы – бежали в Литву и Польшу (включая нынешние земли Белоруссии и Украины), уходили в леса Европейского Севера и Сибири. В дальнейшем – бежали на еще и на Дон, Днестр, Кавказ. Когда Российская империя заняла более чем 1/6 земного шара, целые этноконфессиональные группы стали переселяться в восточноевропейские замели, Турцию, на Ближний Восток. Уходили от государства российского староверы и иные религиозные диссиденты, именуемые на Родине «сектантами». Переселялись те, кто проиграл войну с продвижением империи на Кавказ. 

В девятнадцатом столетии к ним прибавились уходившие в поисках человеческого достоинства евреи, украинцы, поляки, финны, немцы-меннониты, русские и украинцы, воспринимавшие христианство через народное восприятие Евангелия, протестантизм, католицизм. Больше стало политических эмигрантов. На рубеже веков за ними в другие края последовали те, кто не хотел прозябать в нищете крестьянского малоземелья и искал возможность достичь благополучия свободным трудом. 

После 1917 года из России хлынула волна бежавших от ужасов гражданской войны, «красного террора», советского тоталитаризма.   

В общем-то за фасадом российского государства и в его монархическом/имперском, и в советском виде скрывалась тирания. Тирания – это правление в интересах элиты, которая не считает всех других людей равными себе, отказывает им в гражданских правах и не соблюдает даже провозглашенные её законы в отношении не членов элиты. Поэтому и покидали страну те, кто решил прожить свою самостоятельную, а не навязанную ему «элитой» жизнь. А еще и те, кто не хотел умирать за «укрепление единства государства», «созидание светлого будущего», «единства монарха/партии и народа». 

***

Но люди из России не только уходили в поисках человеческого, гражданского и трудового достоинства, их еще и целенаправленно изгоняли из своей страны. Государство выдавливало иноверцев, горцев, «сектантов», политических «смутьянов», «нигилистическую» интеллигенцию, «классово чуждые элементы». Правда, потом власть предержащие не забывали записывать в национальное достояние России, например, нобелевских лауреатов, получивших эту премию уже как граждане других государств. Вот и сияют в державном российском пантеоне покинувшие Родину Вильгель Освальд, Зельман Ваксман, Мария Складовская-Кюри, Илья Мечников, Владимир Набоков, Иван Бунин, Иосиф Бродский, Александр Солженицын, Шимон Кузнец, Василий Леонтьев, Илья Пригожин, Леонид Гурвич, Алексей Абрикосов, Андрей Гейм. Да и не получившие «нобелевку», но сделавшие важные открытия, работая за пределами немилостивого к ним Отечества, ценятся в государственных учебниках истории – например, хрестоматийная Софья Ковалевская.

Только этот список показывает, как обокрали Россию и обогатили остальной мир те, кто выгнал или обрек на эмиграцию этих людей. Ведь от их свободного труда в свободных странах России осталась лишь «гордость великоросса», а остальные получили знания, превращенные в образование, технические инновации и благосостояние. 

***

Одной из стран, которая получила подобные подарки от тиранических правителей России были Соединенные Штаты Америки. Первые российские эмигранты обосновались в этой стране уже в начале девятнадцатого века. Это были переезжавшие в Америку в поисках религиозной свободы русские молокане, духоборы, штундисты, немцы-меннониты, католики и иудеи. В поисках человеческого и гражданского достоинства ехали на другое полушарие Земли российские подданные поляки, финны, украинцы и евреи.  Заметная группа русских эмигрантов осела в США после ликвидации «Русской Америки». Когда царское правительство продало Аляску и оставило свои колонии на территории современной Калифорнии, оставшиеся здесь российские подданные через несколько лет получили американское гражданство и сыграли заметную роль во времена «золотой лихорадки» в качестве шахтеров и золототорговцев. 

Вообще, в середине XIX – начале ХХ века заметную роль в формировании российской эмиграции в Америке играли «трудовые мигранты». Многие выходцы из Западных губерний российской империи ехали сюда в поисках заработка, в надежде открыть свое дело. Была и политическая эмиграция. Здесь находили своё прибежище польские, украинские, финские борцы за независимость, еврейские, польские социалисты, русские народники и марксисты. В итоге до 1917 года в США переехало более трех миллионов российских подданных.

Среди этих эмигрантов были и те, кто войдет в американскую научную, культурную, политическую и бизнес элиту. Например, один из них – Р.А. Дементьев – стал отцом-основателем городка Санкт-Петербург во Флориде.  Однако большинство новых американцев из Российской империи сыграли свою важную роль в развитии сельского хозяйства, промышленности и строительства. Эти рабочие люди оставили свой след и в формировании американского профсоюзного движения. 

Российская революция 1917 года выдавила за пределы Родины еще порядка двух – трех миллионов человек. Считается, что 2% из них обосновались в США. Новая эмиграция была в основном русская. В страну въехали три тысячи инженеров, несколько тысяч врачей, сотни профессоров, ученых, деятелей культуры. Эти люди вывели на новый уровень американскую авиацию, судостроение, электронную промышленность. Придали новый импульс развитию американской естественной, математической наукам, социальным исследованиям. Стояли у истоков новых направлений американской музыкальной, театральной, изобразительной культуры. Уже в конце 1930-х годов двести американцев российского происхождения были внесены в национальные списки «Кто есть кто в Америке».

Не меньший вклад в процветание новой своей Родины внесли и те, кого принято называть простыми людьми. Их труд был значим в сельском хозяйстве, дорожном, гражданском и промышленном строительстве, добывающей промышленности, морских и железнодорожных перевозках, сфере услуг. 

Да, абсолютное большинство российских эмигрантов становилось натурализованными американскими гражданами. Будучи лишенными прежней Родины, понимая, что возвращение невозможно и губительно, многие выходцы из России сознательно интегрировались в американское общество. Они воспитывали детей как «стопроцентных американцев». Русская культура и язык сохранялся в семьях как часть быта родителей, их личных сетей общения. Довольно часто уже второе поколение русских американцев познавало русский язык по учебникам.  А третье поколение русских американцев, как правило, не знало русского языка. Сейчас многие потомки русских переселенцев ХIХ – начала ХХ веков помнят о происхождении предков, как другие американцы о своих ирландских, итальянских, немецких корнях. Среди них – мэр Нью-Йорка, основатель компании Bloomberg Майкл Блумберг, создатель Фейсбука – Марк Цукерберг, артисты – Памела Андерсон, Леонардо Ди Каприо, Кирк и Майкл Дугласы, Харрисон Форд и многие другие известные американцы. Хотя до сих пор существуют русскоязычные сообщества, сохраняющие особенные типы русской культуры ушедших веков. Как правило, это малочисленные закрытые от внешнего мира религиозные группы.

В 1930-е – 1960-е годы в Америку прибыло еще более 50 тысяч беженцев, связанных с Россией и СССР. Во-первых, сюда из Европы, спасаясь от фашизма, приехала часть «белых эмигрантов». Во-вторых, после 1945 года из Восточной Европы приехали остатки той же «белой эмиграции», которые теперь уже бежали от советизации этой части мира.  В-третьих, в годы Великой Отечественной войны за пределами СССР оказалось не менее восьми миллионов советских граждан. Несколько миллионов из них стали жертвами фашизма и военных действий. Более четырех миллионов вернулись в Советский Союз. Но полтора миллиона решили остаться на Западе. Тысяч двести из них сотрудничали с гитлеровцами во время войны. Остальные же просто боялись вернуться в страну, чье руководство заявляло: «нет военнопленных, а есть предатели». Еще одна группа невозвращенцев – выходцы из захваченных СССР в 1939 – 1940 гг. территорий, которые не собирались жить по советским принципам, противным им. Считается, что эта волна эмиграции довольно быстро растворилась в принимающем обществе. Во многом потому, что многие из них не хотели (хотя и по разным причинам), чтобы советские власти знали что-нибудь об их судьбе. Это желание было вызвано не только боязнью за свою жизнь, но и за судьбу родных, оставшихся в СССР. Ведь с 1935 по 1958 год действовал советский закон, предусматривавший уголовное наказание, вплоть до смертной казни, за отказ вернуться в страну. Предусматривалось и десятилетнее тюремное наказание для членов семьи невозвращенца. 

В конце 1960-х годов советское правительство вновь вернулось к практике высылки за рубеж нежелательных граждан. В семидесятые годы, принужденное к этому мировым сообществом, советское руководство разрешило эмиграцию из СССР евреям, баптистам, членам некоторых других этнических и религиозных сообществ, которые не желали подчиняться советским правилам, ограничивающим свободы человека. 

Изменения середины 1980-х – 1990-х годов вызвали новую массовую волну эмиграции. Сначала Россию покинули те, кто хотел, но не мог это сделать в последние годы существования СССР. Затем началась трудовая миграция россиян. В результате к началу 2000-х годов выходцами из России называли себя более трех миллионов американцев. Они представляли 1% населения страны, а русский язык стал десятым по распространенности в США. Это миграционное множество состоит из людей различных культур и национальностей. Русский язык является родным лишь для семисот тысяч этих американцев. 

Миграция рубежа ХХ – ХХI веков стала самой профессионально квалифицированной. Только за 1999-2000 годы США въехали более 600 учителей, 647 врачей, 750 инженеров, 462 специалиста в области социальных наук. В Америке работает около 20 тысяч докторов наук, выехавших из России (в самой России насчитывается около 27 тысяч докторов наук). Как всегда, вклад эмиграции в развитие страны более существенен, чем достижения отдельных её великих представителей. 35% российских эмигрантов работает в сфере транспорта и сфере услуг. 25% русских американцев трудится в сельском и лесном хозяйствах, в промышленном и гражданском строительстве и горнодобыче. 16% бывших россиян влились в американские системы здравоохранения и образования. Надо учитывать, что до одной трети эмигрантов — это дети, уезжающие с родителями. Только на сегодня в американских школах обучается до 200 тысяч детей бывших россиян. В свое время одним из них был и основатель компании Google Сергей Брин. 

«Каждая волна иммиграции оставила свой отпечаток на американское общество, каждый принес свой отличительный „вклад“ в формирование нации и эволюции американского образа жизни» - говорил в свое время американский Президент Джон Фицджеральд Кеннеди, учившийся у русского американца Питирима Сорокина. Но таково отношение к вкладу эмигрантов в странах так называемого открытого доступа, где население через демократические процедуры санкционирует деятельность правительств для обеспечения человеческого, гражданского и трудового достоинства населения. 

Другое отношение к населению в государствах, где у власти тиранические режимы, использующих и ресурсы страны, и людей в интересах своего обогащения. Тираны всегда стараются подавить или выдавить из страны самодействующих людей. Если верить главе Счетной палаты Российской Федерации С.Степашину, за годы правления В.Путина из России уехал 1 миллион 250 тысяч человек. Причем, рост эмиграции из страны идет нарастающими темпами. Особенно ярко это проявилось после начала третьего президентского срока В. Путина: в 2012 году страну покинуло 123 тысячи человек, в 2013-м – уже 186 тысяч, после путинского вмешательства в события на Украине в 2014 году уехало уже 309 тысяч человек, а в 2015 – свыше 350 тысяч россиян. Причем, по данным статистики уезжают уже не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, но и  её глубинка и окраины, включая и Калининградскую область, и Дальний Восток, и Сибирь. 

Уезжают, так как не видят в стране перспектив экономического благополучная и психоэмоционального комфорта. Кого-то гонит страх «грядущей гражданской войны» или другой какой-нибудь смуты. Многим просто «душно» в атмосфере, созданной правящим режимом в обществе. Заметное число граждан покинуло Россию по политическим соображениям или вследствие политических репрессий.

***

Реагируя на информацию о росте эмиграции россиян в мае 2013 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что никого насильно удерживать не будут: «Скатертью дорога, езжайте! Не в том смысле, что вы не нужны, но если вы сами себе такой путь видите, почему мы должны вас за руку хватать?»

Ну что ж, значит России вновь придется гордиться бывшими соотечественниками, внесшими свой вклад в мировое развитие и процветание других обществ.