Древний народ, осваивающий Америку

Статья опубликована в газете "Горизонт" (Денвер, Колорадо) 



Девятого сентября, гуляя по лужайке ежегодного денверского Европейского фестиваля, я заметил живописный шатер. За девушкой в знакомом мне национальном наряде виднелся аншлаг «TATARSTAN». И хотя я приехал в Америку из Сибири, всю свою российскую жизнь я прожил бок о бок с татарами – сибирскими, поволжскими, крымскими, выходцами из Средней Азии, которых именуют «бухарцами». Я не мог не поговорить с хозяйками шатра - представительницами этого древнего народа, которого я, честно говоря, не думал встретить в США. Почему-то… 

На самом деле зря я не ожидал подобной встречи. Татары –старинные жители Нового Света. Скорее всего, они начали появляться на американском континенте с семнадцатого века. Тогда на территорию английских колоний различным образом попадали выходцы из Османской империи, в том числе и из земель Причерноморья, где издавна жили татары. Однако, достоверные сведения о татарах, поселившихся в Соединенных Штатах, относятся к началу двадцатого столетия. И это были не татары из турецкой империи. Это были татары из Российской империи. В 1907 г. татары из польских, белорусских, литовских земель, известные как липские татары (или липские мусульмане) основали в Нью-Йорке первое Американское мусульманское общество. Кстати, оно существует до сих пор. Вероятно, выходцем из татар – уже крымских – был и русскоязычный мусульманский ученый и американский писатель Ахмед Абдулла, приехавший в Америку в 1910-х годах. Кстати, этот татарин стал значительным американским литератором, который сочинил не только собственную авантюрную биографию, но и множество детективов, исторических драм и приключенческих книг. А за свои сценарии дважды номинировался на премию «Оскар». Так что с началом своего освоения Америки, татары стали созидать и американское общество, и американскую культуру. 

Вообще, история татарской эмиграции в США была связана с событиями, разворачивавшимися на просторах Евразии, где издавна формировался и развивался этот многорасовый (европеоидный и монголоидный) и тюркоязычный народ. Если первая волна миграции была связана с изменения аграрного общества Восточной Европы, то последующие исходы новых групп татарского населения были связаны с политическими бурями. В 1920-е годы на американские берега стали высаживаться татары, бежавшие (как и русские, украинцы, евреи, и многие другие) от ужасов российской гражданской войны и построения «нового мира», который почему-то решили воздвигнуть на костях «свергнутых классов», «религиозных фанатиков» и прочих «антинародных» жителей России. В тридцатые годы новая волна татар-беженцев стала прибывать из охваченной голодом Украины. Эти волны эмигрантов включали в себя и татар - выходцев с Поволжья, Сибири, но большинство составляли татары из Крыма. Причем, крымские татары прибывали уже и с территорий Румынии, Болгарии и Греции. 

Многие из этих новых жителей американского государства были людьми деятельными. Поэтому уже в конце двадцатых они принимают активное участи в создании Ассоциации мусульманского единства. 

Заметим, что первые американские организации, которые создавались татарами, обозначались не через этнические, а религиозные характеристики новых американцев. Вызвано это тем, что привычные нам ныне национальные описания себя были не столь очевидны и непривычны для многих людей, живших в начале прошлого века. Для них, особенно выходцев из неевропеизированных частей России и мира, гораздо более понятными были религиозные обряды, представления и земляческо-родственные связи. Именно эти отношения порождали в их сознании доверие и взаимопомощь. 

Собственно говоря, первые татарские сообщества на американской земле и выполняли эти задачи. Они обеспечивали совместное исповедание ислама, сбор и распределение закята (обязательная милостыня, идущая на поддержание нуждающихся мусульман) и оказание иной социальной поддержки единоверцев и земляков. Кстати говоря, основанные на религиозно-земляческих основаниях, татарско-американские общества вплоть до конца двадцатого века не нуждались во взаимодействии татар - выходцев из польских земель, татар крымских и татар поволжских. Все были самодостаточны. 

Вторая мировая война вновь вытолкнула на берега Америки новых татарских беженцев. Во-первых, во второй половине прошедшего столетия в США прибывают те, кто волею трагической ошибки поверил увещеваниям гитлеровцев и был вынужден бежать с родины сначала в Восточную и Центральную Европу, а затем и далее. Параллельно тем, кто ушел с территории СССР с отступающей немецкой армией, в Америку из Восточной Европы сорвались ранее осевшие там татары. Прежний опыт подсказывал им недоверие к социалистическому преобразованию, которое под советским контролем начали балканские страны. Во-вторых, от социалистического строительства подальше стали переселяться в США и татары, нашедшие в двадцатые годы свое убежище в Китае, Корее. К ним присоединились, уже по другим жизненным обстоятельствам, и некоторые татары из Японии. 

Увеличение татарского населения Америки, концентрация его в определённых районах страны, присутствие заметного числа политически и национально мотивированных людей приводят к новому этапу. Оформляются уже не мусульманские, а национальные сообщества. В 1950-е – 1960-е годы на восточном побережье возникает Татарское общество США, позже преобразованное в Ассоциацию американских татар. А на западном – Американская тюрско-татарская ассоциация. Крымские татары создают свою Американскую ассоциацию. Эти организации начинают политическую деятельность, направленную на борьбу с советским режимом, в противостоянии с которым эти люди покинули свою родину и земли предков. Именно поэтому, например, Американская ассоциация крымских татар приняла самое деятельное участие в созданном в 1961 году Союзе порабощённых тюркских народов. Деятельность этой организации была направлена не только рассказ о том, что «дружба народов Светского Союза», несет в себе и русификацию, и репрессии в отношении тех, кто иначе представлял себе этническое и государственное развитие татар, башкир, азербайджанцев, узбеков… Эта организация ставила своей задачей и обеспечение национального существования тюрок-эмигрантов в Америке, налаживала культурное взаимодействие. 

Кроме политических проблем, которые интересовали далеко не всех американских татар, сообщества решали и социальные проблемы, стоявшие перед новыми американцами. Нужно было обустраивать новую жизнь. Тем более, что большинство татар были в те годы людьми отнюдь не зажиточными. В основном это были рабочие, вносившими свой посильный вклад в развитие американской промышленности на Северо-Востоке и в районе Сан-Франциско. 

Важными задачами своей деятельности американские татарские организации видели создание условий для общения татар, сохранения ими своей культуры, обеспечение условий исповедания ислама. Это достигалось строительством общинных домов (нередко совмещенных с мечетями), устройством обеденных, танцевальных вечеров, совместных празднеств светского и религиозного характера. Сообщества жили своей жизнью, принимая новых татар, которые подобно своих далёким предкам кочевали, но уже не по просторам Евразии, а Мира.  

Вплоть до распада Советского Союза, чей государственный коллапс вызовет еще одну волну татарской иммиграции на американские берега, в США понемножку переезжали татары с Балкан, Австрии и Германии, Финляндии, Японии, Турции. На рубеже веков в Америку стали перебираться татары из России, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Литвы и Латвии. Это были уже не беженцы прежних времен. Хотя все еще некоторые вынуждены покидать родину из-за этнических, религиозных и политических преследований, но таких уже меньшинство. Вновь приехавшие ищут большей личной свободы, возможности творчества, осуществления своих замыслов. Этим их и привлекает эта страна. 

Татары последней волны эмиграции расселились по всей стране. Заявляют о себе татарские сообщества в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Детройте, Питсбурге, Коннектикуте, Делавэре, Род-Айленде, Иллинойсе, Вашингтонской агломерации, Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, Сиэтле, Сан-Хосе, Флориде. Наравне с татарами, переехавшими в США и становящимися американскими гражданами, в сообществах заметы и татары, остающиеся гражданами России или других стран евразийского пространства, которые здесь лишь работают или учатся. 

Меняется не только география и гражданская принадлежность сообщества, но и его культурный облик. Старая эмиграция была более религиозной, лучше знала татарский язык. Зачастую, в её культуре были более выражены культурно-локальные особенности. Различались не только языки выходцев из Поволжья и Крыма, но и из Китая и Японии. Говор первых был ближе к мишарскому диалекту, а вторых – к казанскому. 

Новая иммиграция менее религиозна. Религия, быстрее, воспринимается ими как набор праздников, неких ритуальных действий, позволяющих почувствовать свою принадлежность не к мусульманам, а к татарам. Они по большей части говорят на литературном татарском языке, восходящему к казанскому диалекту, но, как отмечают некоторые исследователи, знают русский лучше татарского. Новые члены татарского множества Америки вдохнули новую жизнь в прежние ассоциации американских татар. Сотни человек в американских городах отмечают летом национальный Праздник плуга – Сабантуй. Праздничные застолья и общение организуются на мусульманские праздники Уразу-Курбан и Рамазан-Курбан, которые многими воспринимаются, скорее, как народные традиции. Десятки человек собираются вместе на День матери, специальные детские дни, день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, да и на Новый год. Социальные сети Интернета связывают татар не только в разных городах Америки. Например, есть и сеть татар Америки и Канады. Кстати, в соседнем североамериканском государстве татарские сообщества, объединяющее около сотни человек, есть в Монреале и Торонто. 

А сколько же татар в США? Разброс цифр велик: от двух до семи тысяч человек. Но столь уж важно, сколько татар в Америке? Важно то, что они – и граждане, и неграждане – живут и преображают эту страну, оставаясь при этом потомками своего народа и продолжателями его славных дел. 

Есть, как мы теперь знаем, татары и Денвере. Живут они здесь уже давно. В 1992 – 1993 годах свой вклад в развитие культуры и Колорадо и Нью-Мексико внес татарский художник Анвар Сайфутдинов. Его полотна, запечатлевшие индейцев, природы Америки, ностальгические работы о родных краях, не только оставили след памяти американцев, посещавших его персональные выставки, но и нашли свое место в художественных галереях. Вернувшись в Татарстан, А. Сайфутдинов стал основателем арт-группы «Дастан», много и плодотворно работает. Он обогатил культуру Америки, и она творчески оплодотворила его. 

Ныне в Денвере живут татары, переселившиеся из Поволжья, Приморья, Узбекистана. Многие здесь уже десяток лет, кто-то приехал лишь несколько месяцев назад. Старожилы уже обустроились. Стали американскими гражданами. Они гармонично сочетают в себе благодарность американскому обществу за новые возможности и свою память о местах, откуда они родом. Многие здесь стали еще острее чувствовать свою сопричастность своему древнему народу и его культуре. Их волнует, что в России сейчас идет наступление на право людей учить своих детей на родном языке, что игнорируются чувства и права тех, кого там принято называть этническими меньшинствами. 

Здесь они пытаются сохранить культуру, сформировавшую их личность, то, о чём рассказывали им бабушки, матери, а иногда и отцы. Роль женщин в сохранении и передаче народной культуры была велика. По этому пути идут и жительницы Денвера, которые не только рассказывают своим детям о татарском народе, его истории, устраивают для них день татарского языка в семье, но и пытаются сформировать татарское сообщество Колорадо. Пока есть сайт «Татары Колорадо». Есть собрания активистов. Есть та самая палатка на Европейском фестивале, позволившая денверцам узнать о татарах из уст татар, отведать национальных сладостей. В их планах… А знаете, приходите на Сабантуй в июне 2018 года. Они приглашают вас – и татар, и выходцев из Татарстана и России, и разноязыких и разнообразных американцев на народный Праздник плуга – уже не на лугах и степях Поволжья, а в прериях Колорадо. 
До встречи на Сабантуе 2018!