Путинский оксиморон

Статья опубликована в интернет-газете "Континент"





Олег Матвейчев, политолог, профессор НИУ ВШЭ на днях произнес вот такой спич: «Нет такой внутренней угрозы, как коррупция. Это надуманная чушь, пришедшая к нам с Запада. Они лучше бы своими проблемами занимались в Америке... Все разговоры о коррупции — это способы дестабилизации нашей внутриполитической ситуации. Все разрушения во всех государствах происходили под флагом борьбы с коррупцией. Поэтому всякий, кто борется с коррупцией, орет об этом и гнусит, — это прямой враг государства... Всякие выходы на площадь, всякий трезвон на эту тему - прямая разрушающая наше государство деятельность в интересах иностранных государств. Вы думаете, Америка сильно мечтает, чтобы у нас коррупции не было? Они хотят нам как хуже, а не как лучше. А при этом они финансируют у нас борьбу с коррупцией».

А ведь не так уж и не прав этот представитель современной российской академической мысли. 

Россия, как, например, показывает в своей книге «Насилие и социальные порядки» Дуглас Норт и его соавторы, является так называемым «естественным государством» – оформившимся в результате захвата власти людьми, имевшими возможность использовать насилие. В ходе захвата власти формируется «правящая коалиция», которая держится на личных связях, родстве, совместном извлечении ренты и соглашении об ограничения насилия в отношении членов «правящей коалиции» и её обслуги. Закрепив за собой власть и ограничив доступ всего остального населения к воздействию на неё, «правящая коалиция» начинает присваивать себе произведённое национальное богатство, определяя свою долю по своему усмотрению, т.е. получая ренту. Коррупция – административное или иное насильственное принуждение к передаче представителям власти материальных или финансовых средств – есть механизм присвоения ренты: 1) согласно месту занимаемого в коалиции; 2) близости к влиятельным членам коалиции. 

«Борьба с коррупцией», которую демонстрирует путинская правящая коалиция – это процесс интенсификации ренты в условиях уменьшения объема национального богатства (в результате 18-летнего правления кремлевских гениев). Под антикоррупционные процессы попадают:

1. уже не нужная обслуга; 
2. «берущие не по чину»;
3. те, кто попадает в «жернова» борьбы кланов внутри правящей коалиции; 
4. те, кто назначается «коррупционером» из-за своей чужеродности правящей коалиции и исчерпания полезного для неё функционала.

Таким образом, прав политолог Матвейчев, покушение на свободу коррупции со стороны общества – это покушение на основу основ путинского режима.