Наткнулся на видео своего выступления в 2012 г. и нахлынули воспоминания


В начале 2010-х гг. годов еще не столь очевидно было, что эволюция российского политического режима закончится возвратным тоталитаризмом. Хотя уже тогда принципы определения кто такие экстремисты и методы борьбы с ними сильно настораживали.

Конечно, поначалу я, шокированный отчуждением от общества и государства заметных слоев населения (в первую очередь мусульман и этнически мыслящих людей), был растерян и был готов соглашаться с силовыми действиями.

Тем не менее, в 2007 – 2010 гг. я по долгу государственной службы (да и по гражданской позиции) не раз вел разговоры с сотрудниками правоохранительных органов о необходимости действовать по закону и справедливости. Я убеждал их недопускать избиения (пыток) задержанных людей, фальсификации «вещественных доказательств» при арестах (кому-то подбрасывали гранаты, кому-то экстремистскую литературу). Наставал на том, что провокации и запугивания людей аморальны. Объяснял, что глупо считать критически настроенных граждан врагами государства.

Я общался с религиозными радикалами, членами подпольных исламистских организаций, русскими и татарскими националистами, бандитами, воообразившими себя защитниками религии и нации. И я утвердился в своем убеждении: с людьми надо просто говорить, видеть мир, происходящее их глазами, признавать законность их представлений, пусть некоторые из них и кажутся нам пугающими.

Вместе с этим пришло понимание того, что на самом деле врагов общества и государства почти нет. Я еще раз осознал, что экстремисты – это не те, кто недоволен сложившимися порядками, а те, кто умышленно разрушает человеческое общежитие. Отсюда и моё определение экстремизма – это действия (как высказывания, так и деяния), сознательно направленные на дискриминацию, сегрегацию, исключение и/или уничтожение социальных групп (и отдельных представителей этих групп) по приписываемой им антиобщественной сущности.

К сожалению, современный тоталитарный характер российского государства – экстремистский по своей сути – будет лишь увеличивать число тех граждан, которые не видя нормальных путей достижения своего человеческого, гражданского и трудового достоинства пойдут по пути отчуждения от общества. Которые в ответ на экстремистский характер государства ответят желанием разрушить это государство. Не реформировать, не улучшить, а разрушить.

Надеюсь, это не поздно еще остановить… А первый и самый важный шаг на этом пути – не превращать социальных критиков и просто отчаявшихся людей в экстремистов.

Многие из них – лишь люди, становящиеся ГРАЖДАНАМИ.