Исламский корень Америки

Статья опубликована в газете "Горизонт" (Денвер, Колорадо) 


Американское общество, являясь частью европейской цивилизации, имеет множество корней, питающих его. Одними из основных являются иудео-христианские ценности, а также гуманизм и рационализм европейского Просвещения. Они сформировали понимание персональной человеческой личности и её основных свобод – справедливости, равенства, свободы воли и совести, стремления к счастью и добровольной ответственности. Важную роль в развитии Америки сыграла протестантская трудовая этика. Именно она формировала понимание свободного труда, нерушимости договоров.

Большое значение для американской государственности и обустройства общежития имели принципы республиканизма и демократии. Республиканизм – это восприятие государства как общего дела ради общего блага. Демократия – обеспечение контроля населения за происхождением и осуществлением власти, обеспечение интересов всех слоев населения, включая меньшинства. Англо-саксонские корни американского общества не только оказали воздействие на верховенство права, важную роль суда, ограничение власти государства, не могущего посягать на личное и гражданское достоинство людей, но и сформировали желание освоения природы и мира, взятие на себя ответственности за развитие человечества.

Свою лепту в развитие страны вносили все волны мигрантов, прибывавших на американскую землю. Они осваивали её просторы, создавали сельское хозяйство и промышленность, прокладывали дороги и каналы, строили города, американскую культуру. Одни эти корни старинные и могучие, другие – более молодые, и играли не основную роль в формировании американской нации. Одним из корней, не самым заметным, но давно питающим общество, как это не странно многим из нас, является исламское наследие.

Наиболее раннее упоминание мусульманина на этой земле относится к 1528 году, когда марокканский раб оказался в кампании переживших кораблекрушение людей. Четверка друзей по несчастью пробиралась по югу Северной Америки вплоть до Мехико. Но этот марокканец, оставшийся в истории под именем Эстеванико, лишь прошел по этой земле, и его следы были занесены пылью прерий.

Создавали же Америку другие мусульмане. Хотя делали они это сначала не по своему выбору. Первые мусульмане, появившиеся на территориях, сегодня составляющих США, – это рабы, привезенные из Африки. Ислам широко был распространен на африканском побережье от севера до тропиков, и именно эти земли стали ареной работорговли. Принято считать, что от пятнадцати до тридцати процентов черных невольников-мужчин были мусульманами, а женщины, исповедовавшие ислам, составляли пятнадцать процентов рабов в американских штатах. Причем не всегда это были случайные жертвы охоты за людьми. Африканские мусульмане, вероятно, благодаря даже простейшему обучению религии, имели более широкий кругозор, чем их соседи-язычники, а значит могли лучше адаптироваться к новым условиям жизни. Есть сведения, что рабовладельцы предпочитали иметь дело именно с ними. Особенно это касалось тех плантаторов, что выращивали индиго и рис. Здесь подневольно работало немало мусульман, которые выращивали их на родине.

Но мусульмане, привезенные на территорию Северной Америки как недобровольные работники, приняли участие не только в создании экономического процветания страны. Политические бури конца восемнадцатого – девятнадцатого веков захватили и исламское население. Уже в Войне за Независимость и последующих войнах с Великобританией приняли участие как свободные мусульмане, так и невольники. Да их было немного, но выбор ими был сделан свободно. Они не перешли на сторону королевских войск, а остались с американцами. В 1812 г. порядка 80 мусульман на острове Сапело, вместе с местными жителями отбивали высадку английского десанта. Не остались в стороне мусульмане и от сражений Гражданской войны. На её фронтах сражалось порядка 300 мусульман, большинство – в армии Соединенных Штатов.

Отмена рабства сделала невольников-мусульман гражданами страны и обеспечила им многие свободы, в том числе свободу совести. Дело в том, что многие рабовладельцы считали, что их задача – окультуривание своих рабов, в том числе путём привития им «истинной религии» – христианства. Немало чернокожих мусульман были вынуждены стать выкрестами. Однако не все они превратились в христиан. Многие, внешне исполняя христианские обряды, продолжали хранить верность исламу. Были и те, кто отстаивал свое право оставаться мусульманином. Некоторые делали это открыто, совершали коллективные намазы, добивались от хозяев выделения им мест для богослужений.

Среди американских мусульман всегда были религиозные авторитеты. Так, например, имам Бен Али Мухаммед, возглавлявший в 1812 г. сопротивление англичанам на острове Сапело. Он не только проводил обряды, руководил жизнью общины, но и писал наставления по исповедании ислама. Вообще, немало мусульман-американцев, знавших арабский язык и Коран, создавали тексты, разъясняющие шариат, толкования и комментарии коранических стихов. Это помогало их братьям по вере не уклоняться от пути Аллаха, будучи оторванными от исламского наследия, образованных наставников и находясь в окружении неисламского общества и культуры.

Дискуссии о свободе религии в американском обществе уже к концу восемнадцатого столетия приводили к официальному признанию права мусульманских общин открыто исповедовать свою религию. Так, в 1790 г. в Южной Каролине был подтверждён особый статус мусульманской общины выходцев из Марокко. Подчеркнем, что отцы-основатели США, выступавшие за религиозную свободу и равенство людей как неотъемлемые права человека и гражданина, выступали за признание ислама в США. Антифедералисты же, в основном, были настроены к исламу настороженно. Одним из их страхов было появление мусульманина - Президента США (хотя их ужасала перспектива видеть на этом посту и католика). Но благодаря Первой поправке к Конституции США ислам оставался религией многих десятков тысяч жителей американского государства (считается, что только рабов-мусульман могло быть до 200 тысяч человек). Тем более, что с 1840-х годов в Америку началась миграция свободных мусульман. В 1888 году впервые в ислам обратился белый американец-христианин – Александр Рассел Уэбб. Он был видным американским журналистом, писателем, консулом США на Филиппинах. Став мусульманином, он всячески популяризировал ислам, писал просветительско-богословские труды, издавал исламский журнал и пытался создавать общины и даже мечеть в Нью-Йорке.

Но укоренить ислам в Америке довелось мусульманам, прибывавшим из Йемена, Сирии, Ливана, Турции, Британской Индии, Боснии, Албании, Китая и даже из России. Любопытно, что в 1907 году татары из польских, белорусских и литовских земель («липские мусульмане») основали первую исламскую организацию в Нью-Йорке – Американское мусульманское общество. Мусульманское население особенно заметно росло в северо-восточных и южных штатах.

Образовав в конце восемнадцатого столетия свои первые общины, а в конце девятнадцатого – построив первую мечеть (к 1952 г. насчитывалось 20 мечетей), они начали преобразовывать и социум. В начале 1920-х годов мусульмане – выходцы из Британской Индии, принадлежавшие к исламскому течению Ахмадийя, начали миссионерскую деятельность. Их «исламский призыв» был услышан группой американского населения, нуждавшейся в цельной самоидентичности и обретении человеческого и гражданского достоинства – в ислам стали обращаться чернокожие граждане США. Этот процесс вышел на поверхность еще в 1913 г., а в середине двадцатого столетия принял лавинообразный характер. Десятки тысяч людей покидают протестантские церкви, принимают ислам, формируют собственные общины, а затем и религиозно-политические организации. В 1930 г. возникает самая известная из подобных организаций – Нация ислама. В 1964 г. в Гарлеме образуется мусульманская организация афроамериканцев «Пятипроцентная нация». В 1978 г. в Канзасе учреждается объединение под названием «Соединенные штаты Ислама». Надо сказать, исламское движение афроамериканцев, быстрее, было не столько религиозным, сколько выделением себя в самодеятельную социальную группу и политическое движение. Вопросы поиска своих этнических корней, расоцентризма, доходившего до черного расизма, обеспечения «социального лифта» были гораздо важнее для чернокожих граждан в этих и подобных исламских организациях. В религиозном плане это движение носило синкретический характер. Во-первых, многие в него входившие были выходцами из протестантских и нередко харизматических церквей. Во-вторых, оплодотворившая его исламская Ахмадийя, имеет во многом отличающиеся от большинства мусульманских течений представления о пророках и махди (мессии). Поэтому догматически так называемый «чёрный ислам», вряд ли можно было считать именно исламом. Отметим, что в 1990-е годы в США начались серьезные трения этого «исламского течения» с арабскими и южноазиатскими мусульманскими общинами, ставившими под сомнения религиозный характер организаций «чёрного ислама», как, впрочем, и Ахмадийи. Сейчас движение чёрного ислама переживает эволюцию в направлении к суннитской догматико-обрядовой традиции, к которой придерживается большинство мусульман мира. Эта группа сегодня составляет 25 процентов американских мусульман.

Вообще, мусульмане США представляют собой крайне разнородное в догматическом плане и разнообразное в этническом религиозное множество. В стране действуют организации всех четырех религиозных течений (мазхабов) суннизма. Семьсот тысяч человек, выходцев из Ирана, Сирии, Ливана, входят в шиитские общины. Представители мистического ислама – суфии – объединены в Высший исламский совет Америки. Продолжают существование Ахмадийя, чьи общины главным образом посещают американцы пакистанского, индийского и бангладешского происхождений. Есть общины, объединяющие китайских мусульман, чьи отцы покинули Китай после победы коммунистов в гражданской войне. Кроме этого, множество мусульман не соотносят себя с каким-либо исламским течением. Двадцать шесть процентов мусульман – белые. Четыре процента –латиноамериканцы. Тридцать четыре процента – так называемые южноазиатские группы. Пятнадцать процентов – выходцы из расово смешанных семей. Большинство мусульман США являются либо мигрантами, либо американцами «второго поколения».

Двадцать три процента исповедующих ислам американцев – новообращенные из других религий.

Исламские общины имеют в своем распоряжении порядка 2 200 мечетей. Есть мусульманские учебные заведения. Имеется магазины, рестораны, где мусульмане могут приобретать продукты, произведённые с соблюдением мусульманских правил ритуальной чистоты (халяль).

Большинство мусульман в США проживает в восточных штатах, в районе Великих озер, Флориде, Техасе, Калифорнии. Отметим, что в Колорадо, по разным оценкам, от 50 до 70 тысяч человек, которые могут исповедовать ислам. В штате действуют 14 мечетей. В Авроре есть Исламский центр. Богослужения ведутся на арабском языке, а проповеди, кроме этого, произносятся на сомали, урду, бенгальском, английском языках.

Надо отметить, что заметное число мусульман Америки принадлежит к среднему классу, они имеют хорошее образование и нередко являются высококлассными специалистами, особенно в медицине и IT. Согласно последним опросам, девяносто три процента американских мусульман заявляют о своей лояльности стране. Правда, сорок семь процентов мусульман, в первую очередь, ощущают себя мусульманами и лишь затем – американцами.

Несомненно, что многолетний рост активности радикальных исламских течений и действия экстремистов, объявивших о создании Халифата на Ближнем Востоке, не мог не сказаться на настороженности к мусульманам и проникновению в их среду радикальных идей и экстремистов. Большинство террористических актов в США, совершенных под флагом ислама, произведено мигрантами или специально внедренными диверсантами. Проблему радикализма можно решить лишь продолжением интеграции прибывающего населения и тех, кто по мировоззренческим и религиозным убеждениям не может найти себе нормальных путей для достижения человеческого, гражданского и трудового достоинства. Ведь это получилось в предшествующие века исламского присутствия в США.